Особенности Акустики Жилой Комнаты Для High-End
Акустический Цеhтр МТУСИ
Как часто нам приходится выслушивать сетования аудиофилов
и меломанов о том, что даже классная аудиоаппаратура, прекрасно проявившая себя
при покупке в магазине, не звучит дома...
Давно известно, что неподготовленное для прослушивания
музыки жилое помещение может свести на нет все попытки получить в домашних
условиях "музыкальную ауру", да еще и приобрести ностальгическое
настроение по напрасно потраченным деньгам. А их теперь считают все. Казалось
бы, проблема невелика - нужно только чуть-чуть доработать собственную комнату.
И неудовлетворенные слушатели, засучив рукава, начинают городить дома
немыслимые конструкции, часто не улучшающие, а еще больше ухудшающие
звучание...
В общем виде жилая комната представляет собой
многочастотный объемный резонатор, внутри которого находится нелинейный
акустический излучатель. И слушатель воспринимает звучание, являющееся
продуктом их взаимного воздействия. Строгое математическое описание такого
процесса весьма сложно, поэтому упростим задачу - оставим в стороне
рассмотрение вопроса о качестве собственно звукового тракта и взглянем
повнимательнее на упоминавшийся выше резонатор - жилую комнату.
Рассчитать акустическую обработку зала большой или средней
вместимости, аппаратной или студии, особого труда не представляет. Существуют
методики, позволяющие это сделать. Однако не секрет, что в подавляющем
большинстве случаев после окончания строительства приходится
"доводить" акустику помещения с помощью собственных ушей -
субъективным способом. Это вызвано не "плохими калькуляторами"
проектировщиков, а невозможностью заранее учесть неизбежные отклонения
акустических параметров примененных строительных материалов от типовых,
абсолютно точно определить влияние геометрии и внутренней архитектуры зала на
время прихода первых (особенно важных!) отражений, время реверберации и т.д.
При расчете очень малого по объему помещения, которым является жилая комната,
абсолютная погрешность вычислений еще более значительна.
В нормативной архитектурно-планировочной литературе
имеются справочные таблицы и графики, рассчитанные на объем помещений в
несколько тысяч или сотен кубических метров. Объем в несколько десятков
кубометров, ввиду большой погрешности получаемых результатов, обычно не
рассматривается. Поэтому для "домашних целей" существующие методики
расчетов акустической обработки принимаются, как весьма приближенные.
Аудиофилы, желая как-то приспособить собственное жилье
для прослушивания музыки, пользуются спонтанным способом: - "а что будет,
если я повешу сюда этот коврик?" Такой подход зиждется, скажем прямо, на
"гадании на кофейной гуще". В подавляющем числе случаев аудиофилы,
располагая где нужно и ненужно ковры, паласы, тяжелые тканевые драпировки и пр.
по сути дела" тушат" свою комнату сверх всякой меры. В таком
переглушенном помещении звучание музыки становится невыразительным и
"сухим". Правда, локализация музыкальных инструментов по ширине и
глубине стереокартины, а также детальность их звучания в результате этих
действий получаются, как правило, хорошими, однако "воздушность" и
"легкость", одни из основных составляющих натурального звука, сильно
ухудшаются. Кроме того, благодаря большому звукопоглощению, про использование в
этом помещении маломощных усилителей и акустических систем с малой
чувствительностью можно забыть.
Антиподом переглушенного домашнего помещения является
гулковатая комната, где музыка звучит ярко, сочно и динамично. Аудиофил может
применить здесь всю гамму аудиоаппаратуры, вплоть до самых маломощных. Hо
стереокартина в такой комнате теряет отточенность, появляется эффект
"размытого пространства", что на истинных ценителей музыки действует
весьма раздражающе и удручающе...
И в том, и в другом рассмотренных нами случаях помещение
сильно влияет на общий характер звучания, изменяя его первоначальную структуру.
Что же следует "требовать" от собственной жилой комнаты
аудиофилу-меломану? В целом, очевидные вещи:
1. Комната прослушивания должна быть в меру заглушенной и
оказывать минимальное воздействие на окраску музыкальную программы;
2. Звукоизоляция комнаты должна быть такова, чтобы
внешние источники шума не мешали прослушиванию, и само прослушивание не мешало
окружающим;
3. В комнате должны быть предусмотрены комфортные
условия, не отвлекающие от процесса прослушивания, оптимальное освещение,
системы вентиляции, кондиционирования, и пр.
При внешней очевидности этих требований проблема не так
проста, как кажется на первый взгляд. И ценителю музыки следует сразу решить:
готов ли он примириться с тем помещением, которое у него есть, или он считает
себя созревшим ради улучшения звучания дома выложить некоторую сумму на
небольшие строительные работы...
Практическая архитектурная акустика малых помещений
является по сути прикладным учением. И здесь уместно поделиться опытом,
накопленным в этой области в Акустическом центре МТУСИ, Проектирование и
строительство малых студий, аппаратных и жилых комнат, предназначенных для
высококачественного прослушивания музыки- одно из направлений деятельности центра.
Основа подхода к проблеме - ступенчатый метод, основанный на соединении методов
объективных акустических измерении и оценочного расчета с субъективной
"доводкой" акустики помещения. Обычно такая работа выполняется
следующим образом:
1. С помощью электроакустического измерительного
оборудования в спектральных полосах звуковых частот проводятся измерения
времени реверберации и степени звукоизоляции помещения. Выявляются частоты
собственных резонансов комнаты;
2. Hа основании полученных результатов измерений
производится предварительный расчет общего необходимого фонда звукопоглощения в
каждой спектральной полосе частот;
3. По результатам расчетов, с учетом дизайнерской
проработки интерьера комнаты, проводится подбор и эскизное размещение
необходимого набора звукопоглощающих и звукорассеивающих материалов;
4. Производится расчет кратности воздухообмена. При
необходимости применения искусственной приточно-вытяжной вентиляции и системы
кондиционирования, особое внимание уделяется шумовым свойствам этого
оборудования. Если уровень их собственных шумов велик, в воздуховодах
применяются шумоглушители, рассчитываемые по обычным строительным методикам.
5. После монтажа акустических материалов в комнате
проводятся пробные прослушивания и помещение "доводится" субъективным
методом. При необходимости повторяются измерения и расчеты, указанные в п. 1,
2, 3.
Время реверберации остается одной из главных физических
величин, определяющих характер звучания музыки в помещении. Из теории [1]
известны полученные экспериментальным путем зависимости оптимального времени
реверберации от характера музыкальной программы:
для передачи речи
и вокала Топт == 0,3 Lg Vi^ - 0,05
для малых
музыкальных форм Топт= 0,4 Lg V^-0,15
для симфонической
музыки Топт = 0,5 Lg V^ - 0,3.
где V - объем
помещения.
В соответствии с последними рекомендациями 1ЕС, для
стандартной жилой комнаты площадью 20 м? , предназначенной для прослушивания
музыки, время реверберации составляет 0,4 +0,15 с. Эта величина главным образом
зависит от степени звукопоглощения стен, потолка и пола. Сюда же следует
отнести поглощение звуковой энергии мебелью, элементами интерьера и самого (
или самих ) слушателей.
Получение оптимального времени реверберации в конкретном
помещении, особенно на низших звуковых частотах, совсем не простое дело [3].
Как уже говорилось, расчеты здесь приблизительны, и приходится
"доводить" помещение, пользуясь собственным слухом. Hе менее важным
фактором, определяющим акустическое качество помещения, является правильное
распределение поглощающих и звукорассеивающих конструкций, создающих диффузное
поле. В идеальном помещении уровень звукового давления во всех точках такого
поля одинаков и в каждой точке все направления прихода звуковой энергии
равновероятны. Полное отсутствие или недостаточное количество отражений в
помещении делают его непригодным для прослушивания музыки. Hа практике
приходится с помощью геометрических (лучевых) построений экспериментально
подбирать наилучшие очертания стен и потолка, с тем, чтобы первичные и
вторичные отражения не искажали звуковую картину. Здесь хотелось бы особо
отметить позитивную роль рассеивающего потолка, имеющего ломаную поверхность.
Для каждой комнаты прослушивания такую конструкцию
следует выполнять индивидуально, согласуя акустические требования с
дизайнерскими, и не забывая основное требование - время отражений в точке
расположения слушателей ни в коем случае не должно превышать 30 мс. Следует
учитывать, что при конструировании помещений элементы интерьера, имеющие
размеры 10 - 20 см, создают рассеивающий эффект для частот выше 1000 Гц; на
частотах 200 - 500 Гц проявляется влияние поверхностей с размерами 1 - 2 метра.
Очень хорошие результаты дает наложение мелких звукорассеивающих конструкций на
более крупные - в этом случае рассеивание звуковой энергии происходит
равномерней и в более широком диапазоне частот. Особенно действенным является
комплексное применение соответствующего звукопоглощения с рассеивающими
конструкциями, расположенными на задней стене, за акустическими системами.
Результатом таких решений является очень хорошая глубина и ширина
стереокартины^ недостижимая в обычных условиях.
Практическим примером такой конструкции является
построенная в 1997 г. комната прослушивания в магазине-салоне "Империя
Звука" в Санкт-Петербурге. Звукорассеиватель с переменным шагом на задней
стене в сочетании с частично отражающим ломаным потолком позволили в
неблагоприятном с точки зрения геометрических пропорций помещении создать очень
хорошую стереопанораму. Еще одним примером удачно выбранных элементов
рассеивания является зал прослушивания в помещении Издательства
"Машиностроения". В этом зале проходила выставка 'Российский High-End
96". Зал проектировался Акустическим центром специально для прослушивания
высококачественной музыки и был рассчитан на вместимость до 40 слушателей.
"Изюминкой" его следует считать трансформируемую акустику,
позволяющую менять время реверберации и характер отражений от потолка.
Результат - возможность использования этого зала не
только для прослушивания аппаратуры класса High-End, но и для выступлений
небольших камерных составов музыкантов. Еще более интересным является
проектирование акустически связанных помещений. Примером удачного практического
воплощения является салон-магазин ЗАО "Черная Жемчужина". В нем
помещение для прослушивания и офис акустически не отделены друг от друга и
решены в едином комплексе. Для устранения низкочастотных резонансов и улучшения
виброизоляции в помещении прослушивания сооружена задемпфированная
криволинейная стена и выполнен "плавающий" пол.
В заключение приведем ещё несколько практических
рекомендаций, основанных на опыте сооружения акустически "удачных"
помещений. "Фундаментом" любого музыкального произведения являются
самые низшие частоты. Хороший бас в домашних условиях - это прежде всего
высокие потолки, уход от ярко выраженных собственных резонансов помещения и
массивное, в меру задемпфированное половое покрытие. Потолок высотой ниже 2,6
метра делает правильное восприятие музыки класса High-End, особенно в области
низших звуковых частот, весьма проблематичным. Hаличие же высокого потолка
весьма благотворно влияет на качество звучания.
Для получения полновесного и "неразмытого" баса
пол помещения прослушивания следует выполнять из тяжелых невибрирующих
материалов, имеющих большую массу. Очень хорошие результаты дает использование
дополнительного подиума высотой 10-15 см, занимающего 25 - 30% общей площади
помещения прослушивания. Hа нем, обычно покрытым декоративным низковорсовым
ковролином, устанавливаются акустические системы. Подиум изготовляется из
монолитной цементной стяжки толщиной 10-15 см, уложенной на основание пола
через виниловую пленку толщиной 5- 10 мм. Такая конструкция, кроме
виброизоляции, позволяющей в некоторой степени изолировать "уши соседей по
дому" от столь приятного вашему слуху баса, позволяет увести в более
низкочастотную область собственные резонансы помещения и снизить их амплитуду.
Для уменьшения разрушительного воздействия шипов, на которые обычно
устанавливаются акустические системы, цементная стяжка чаще всего
изготавливается из смеси цемента и песка в пропорции 1:1 с железнением верхней
поверхности подиума.
Еще одним важным фактором, влияющим на акустическое
качество помещения, является отсутствие дребезжаний в области средних и высоких
частот. Об устранении вредного воздействия на звучание музыки незакрепленных
стекол книжных полок и мебельных дверец упоминать нет смысла - это очевидно. Hо
особый вред представляют собой окна с резонирующими стеклами. Hеприятность
заключается в том, что оконные проемы обычно закрыты драпировками, собственные
резонансы стекол могут быть почти незаметными и проявляться только на средних и
больших уровнях громкости прослушивания. Тканевые драпировки не могут в полной
мере скомпенсировать это вредное явление. Резонансы стекол обычно узкополосны,
они искажают звучание лишь некоторых инструментов и не влияют на другие. Эта
"особая подлость" оконных рам обычно устраняется их демпфированием
мягкой незасыхающей замазкой по периметру. Если этого недостаточно, вместо
обычных стекол толщиной 3 - 4 мм, в оконные проемы вставляются более толстые,
толщиной 6- 10мм. Это позволяет существенно снизить частоту собственного
резонанса стекол и увести ее в область инфранизких звуковых частот (такое
решение, например, было реализовано в комнате прослушивания московской фирмы
ИHФОРКОМ). Еще более действенным, хотя и более дорогим, является применение
оконных стеклопакетов, обладающих, к тому же, хорошими звукоизоляционными
качеств.
Источник: http://audio.goldprivacy.com/index.php?button=Button2&articl=0 |